13. Гносеологические и психологические корни религии.

Психологические факторы.

Психологические факторы религии – это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают  возможность, благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические детерминанты.

Общественно психологические:

Это феномены психологии общества и групп. Например:  кризисные состояния общественно-психологической атмосферы (настроения разочарования в прошлом и настоящем, тревога за будущее и тп), превратный характер общения (отчуждение одного чела от другого), общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и тп.

Индивидуально-психологические:

Эти факторы действуют исключительно в психологии одного индивида. Например: переживание всесторонней зависимости от других людей, личное страдание и горе, страх смерти, духовный распад  личности, чувство одиночества, ощущение безысходности (при невозможности освобождения действительного человек ищет освобождение духовное) и тп.

«Страх создал богов» - говорил древнеримский поэт Стаций.

Гносеологические факторы.

Гносеологические детерминанты это те моменты познавательной деятельности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей, мифов. Познавательные возможности превращаются в действительность при наличии социумных факторов и под воздействием психологических.

Благоприятную гносеологическую почву религии создают отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики.

Предпосылки на чувственной ступени:

Деятельность представления внешнего мира, ощущения, и воображения.

Предпосылки на рациональной ступени:

Мышление познает действительность глубже чем ощущение, восприятие и представление. Результаты мыслительной деятельности выражаются в словесной форме. Оно движется от внешнего к внутреннему.

На ранних стадиях мышление крепко связано с чувственным восприятием. Нет четкого отличия человека от природы. Здесь важную роль сыграли такие предпосылки как оборотничество, олицетворение, партиципация и тп.

Со временем прогрессирует абстрактное мышление, следовательно и гносеологические факторы изменяются.

Категория: История мировых религий | Добавил: koroleva_gashisha (19.06.2011)
Просмотров: 1785 | Теги: религии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
close