32. Принятие христианства на Руси. Домонгольское православие.
По преданию, первым проповедником христианства в наших краях был Андрей
Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым
призванный Иисусом Христом. Он, проповедовал христианство балканским и
причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на
кресте, имевшем форму буквы У (Андреевский крест).
В Киеве христианство известно было уже давно также как и его основные догмы
очень хорошо приспособленные к нуждам феодального государства. Первые
сведения о христианстве у русов относятся к 860-870 гг., но к середине Х века
уже ощущается постепенное утверждение христианства в
государственной системе. Если при заключении договора с греками в 911 г,
русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 года
скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу. Христианство
представляло в то время значительную политическую и культурную силу в Европе
и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала
торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе.
Княгиня Ольга в 955 году приняла христианство, совершив
путешествие в Царьград.
Летописные легенды,
записанные значительно позднее рассказывают нам о том, что князем Владимиром
был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов.
После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился
принять православие. Но при тогдашних богословско-юридических воззрениях
византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять
христианство. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи.
В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом
наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще.
Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит Михаил,
назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. В результате христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей.
Категория: История мировых религий | Добавил: Hippy_End (19.06.2011)
Просмотров: 1034 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
close