40. Причины сохранения и особенности проявления религиозности в России. Типология верующих.
1. Религиозность понимается как воздействие религии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и социальных и демографических групп (Угринович).
2. Религиозность трактуется как определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний (Ж. Т. Тощенко).
3. Религиозность определяется как качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений (Яблоков).

1) религиозность основана на прогрессирующем усвоении (инкультурации) социальным субъектом определенной религиозной культуры;
2) культура, в т. ч. религиозная, является самоорганизующейся системной целостностью, которая развивается из некоторого субминимального состояния до состояния относительно полного и завершенного;
3) религиозность современного человека есть результирующая взаимодействия секуляризованной светской культуры, изначально определяющей его жизненный мир, и конфессиональной религиозной культуры, помещаемой им в центр своего жизненного мира и трансформирующей его.
Типологии религиозности
Первая типология религиозности И. Н. Яблокова.
Основной критерий, используемый в данной типологии, — зависимость от характера и места религиозной ориентации в ряду ценностных ориентаций.
Верующие, у которых определяющей жизненной ориентацией выступает религиозная ориентация. Веря в Бога, они также признают истинность и других существенных для религии догматов. Регулярно и часто совершают культовые действия по религиозным мотивам. Играют активную роль в религиозной группе, распространяют религиозные взгляды. Религиозное сознание в значительной мере оказывает влияние на мотивацию их социальной деятельности.
Верующие, у которых религиозная ориентация является важной, но не определяющей. Веря в Бога, они не уверены в истинности некоторых существенных религиозных догматов. Их культовые действия могут быть отодвинуты на второй план, а религиозная мотивация участия в культе не является ведущей. Верующие этого типа не играют активной роли в религиозной группе, не принимают активного участия в распространении религиозных взглядов. Религиозное сознание лишь отчасти оказывает влияние на мотивацию социальной деятельности.
Верующие, у которых религиозная ориентация подчинена нерелигиозным мотивам. Сохраняя веру в Бога, они утрачивают другие существенные элементы религиозной веры. Культовые действия совершают редко и нерегулярно, мотивы участия в религиозном культе, как правило, нерелигиозные. Специальных позиций и ролей в религиозной группе эти верующие не имеют, сознательно в распространении религиозных взглядов не участвуют. Социальная деятельность практически освобождена от религиозных мотивов.
Вторая типология религиозности Г. Ленски.
Г. Ленски выделяет два основных типа религиозности — социальную и духовную.
Для людей с социальной религиозностью характерна приверженность к одобряемой социальной установке, определяемой моде, их религиозность в меньше степени связана с осознанными внутренними духовными потребностями. Именно с увеличением людей с этим типом религиозности социологи связывают рост числа верующих в России.
Духовная религиозность характеризуется глубоким внутренним переживанием верующим своего религиозного чувства, ощущением своего единства с Богом, религиозного братства с другими верующими. Для данного типа верующего религия является конечной, неоспоримой ценностью.
Третья типология Г. Олпорта.
Олпорт утверждал, что религиозные чувства весьма живучи. Религиозные индивиды отличаются друг от друга по формам и зрелости взглядов, по степени влияния этих взглядов на жизнь.
Олпорт предложил отличать два основных типа религиозной ориентации личности.
Внешняя (неразвитая) религиозная ориентация. К такой ориентации ученый относил людей, для которых религия лишь способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Посещение церкви, участие в религиозных обрядах, деятельности религиозных организаций, внешнее благочестие являются для них средствами доказать свою социальную респектабельность, лояльность по отношению к общепринятому образу жизни. Среди людей данной ориентации более распространены этнические предубеждения. Такая религиозность может скорее разъединять, чем объединять.
Внутренняя (подлинная) религиозность. Для религиозных личностей данного типа религия представляет самостоятельную и конечную ценность. Они мотивируют свою деятельность в разных социальных сферах религиозной верой, свое поведение стараются подчинить религиозным нормам и предписаниям. Этот вид религиозного чувства действительно дает всеохватывающее решение загадке жизни. Религиозный поиск рассматривается как самоцель, как ценность, лежащая в основе всех вещей и желаемая ради ее самой. Когда человек предается этой цели, религия становится внутренней ценностью индивида и в этом качестве выступает как всеобъемлющая, интегративная и мотивирующая. У верующих, ориентированных на внутренние религиозные переживания, будут в большей степени преобладать такие чувства, как терпимость, милосердие, эмпатия, связанное с этим принятие людей с отличным религиозным мировоззрением, другой системой ценностей.
Четвертая типология религиозности Д. М. Угриновича.
В основу выделения различных типов религиозности ученый положил следующие принципы:
— единое логическое основание для вычленения всех групп типологии, как религиозных, так и не религиозных. Таким основанием является степень религиозной веры;
— данное логическое основание находит свое выражение в двух видах признаков: относящихся к сфере религиозного сознания (религиозная вера) и к сфере его поведения (участие в религиозной деятельности). Каждый из выделенных типов личности включает в себя взаимосвязанные признаки одного и другого вида;
— набор субъективных и объективных признаков для отнесения индивида к определенной типологической группе специфичен для каждого из них. Вместе с тем все эти признаки могут быть измерены с помощью эмпирических индикаторов;
— данная типология позволяет делать непротиворечивые логические выводы при анализе результатов социологических исследований о характеристиках религиозности тех или иных мировоззренческих групп населения.
Так, Угринович предлагает выделять четыре группы верующих: «убежденные верующие», «верующие», «колеблющиеся», «неверующие», и пятую — «атеистов». Остановимся подробнее на характеристике каждого типа.
«Убежденные верующие». Общая характеристика сознания — глубокая религиозная вера. Эмпирические признаки — вера в основные религиозные догматы и мифы; осознание себя членом определенной религиозной группы (конфессии); позитивное отношение к основным религиозным нормам и ценностям. Общая характеристика поведения — вера реализуется в поведении. Эмпирические признаки — регулярное отправление религиозных обрядов и праздников; следование религиозным нормам в повседневном поведении; участие в деятельности религиозной организации и пропаганда своего вероучения.
«Верующие». Общая характеристика сознания — основные признаки религиозной веры. Эмпирические признаки — вера в самые существенные религиозные догматы и мифы; отождествление себя с определенной религиозной конфессией; позитивное отношение к некоторым религиозным нормам и ценностям. Общая характеристика поведения — непоследовательная реализация религиозной веры в поведении. Эмпирические признаки — отправление основных религиозных обрядов и праздников; отход от некоторых религиозных норм в повседневном поведении; эпизодическое участие в деятельности религиозной организации и религиозной пропаганде.
«Колеблющиеся». Общая характеристика сознания — колебание между верой и неверием. Эмпирические признаки — сомнения в правильности религиозных догматов и мифов в сочетании с верой в некоторые из них; возможна частичная религиозная идентификация; колебания в отношении религиозных норм и ценностей. Общая характеристика поведения — ситуативное проявление элементов религиозного поведения. Эмпирические признаки — нерегулярное отправление наиболее важных религиозных обрядов; религиозные нормы, как правило, не являются мотивами повседневного поведения; неучастие в деятельности религиозной организации.
«Неверующие». Общая характеристика сознания — отсутствие религиозной веры. Эмпирические признаки — неверие в религиозные догматы и мифы; не идентифицирует себя по признаку религии; не разделяет религиозных ценностей и норм, но терпим в отношении религиозной веры других людей. Общая характеристика поведения — как правило, отсутствие элементов религиозного поведения. Эмпирические признаки — за редким исключением не участвует в религиозных обрядах и праздниках; отсутствие религиозной мотивации; равнодушие к деятельности религиозной организации.
«Атеисты». Общая характеристика сознания — отрицание религиозной веры. Эмпирические признаки — сознательно отрицает все религиозные догматы; считает негативной религиозную идентификацию; отождествление религии с интересами определенных социальных групп. Общая характеристика поведения — реализация в поведении убеждений, связанных с атеизмом. Эмпирические признаки — принципиальное неучастие в религиозных обрядах и праздниках; рационалистическая мотивация; негативное отношение к деятельности религиозных организаций и атеистическая пропаганда.
Категория: История мировых религий | Добавил: Hippy_End (20.06.2011)
Просмотров: 1944 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Aules  
0
Слушай, а этого более чем достаточно!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
close