Происхождение религии
Натуралистические концепции религии.
Согласно этой концепции религия рождается внутренними потребностями человеческого организма – его инстинктами, влечениями, физиологическими реакциями. Р. Бэрхоу считает, что религия обусловлена строением мозга и бессознательного.
Это давнишняя теория, ещё Тит Лукреций Кар говорил
timor primus ecit deos — страх со­здал первых богов

З. Фрейд тож мутил эту тему, но с психоанализом. Он говорил, что человеки испытывают великие множества запретов, так или иначе связанных с либидо. Соответственно, начинается кипение мозгов, и человек (бессознательно) начинает сочинять всякую хрень. Это всеобъемлюще, но разнится в степени: кто-то верит в бога, кто-то истерит, а кто-то вообще шизофреник.
К. Г. Юнг говорил о коллективном бессознательном (если Фрейд называл психом каждого человека, Юнг называл психом каждое общество в совокупности). Более того, религия нужна человеку, она впаяна в мозг как архетип.


Материалистические концепции происхождения и сущности религии
Религия рассматривается как неверное, но детерминированное (обусловленное) реальными общественными факторами отражение в умах людей материальных условий их существования.
Теория обмана: Ксенофан такое продвигал, Критий тож говорил о политической необходимости - полезная ложь, ибо заставляет людей следовать закону. Платон говорил о благородной лжи.

Л. Фейербах делил религии на 2 вида: естественные (у первобытного общества) и духовные (человек обожествляет сам себя). Религия даёт образ идеального человека и подсознательно склоняет нас к "раю на земле": если всякий будет исполнять заветы, будет всем счастье.
homo homini Deus est - Его любимая фразочка.

Социологические концепции религии
Здесь мы говорим об Огюсте Конте, который говорил об интегративной функции религии: она типа объединяет общество.
Карл Маркс говорил об иллюзорно-компенсаторной функции, религия замещает то, чего нет у человека.
Макс Вебер и его "Протестантская этика и дух капитализма" - религия имеет ценностные ориентиры, т.е. религия рассматривается с точки зрения хозяйствования. Некоторые религии требуют отхода от мира, другие требуют изменять этот мир; Вебер говорит о том, что религия охватывает не только моральные аспекты, но и способы ведения хозяйства, ведения бизнеса и т. д.

Была ещё анимистическая теория, Э. Тейлор - автор. Человек просто не понимал н
екоторых явлений, отчего ему становилось грустно. Чтобы развлечься, они придумали душу.


Этапы:
1. Магия, вера в колдовство
2. Приметы (оменализм), гадательная магия, фетишизм
3. Суезнание (Пустознания форма), продвинутая форма - теология
4. Шаманизм
Такая схема вызывает у меня недоверие, хотя я вам рекомендую ознакомиться. Автор - Юрий Семёнов, и ещё

Эволюционная классификация Ф.Гегеля:   (Стащил из чьей-то курсовой )))))) )

I. Естественная религия.

1. Непосредственная религия (колдовство).

2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.

2.1. Религия меры (Китай).

2.2. Религия фантазии (брахманизм).

2.3. Религия "в-себе-бытия” (буддизм).

3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.

3.1. Религия добра или света (Персия).

3.2. Религия страдания (Сирия).

3.3. Религия загадок (Египет).

II. Религия духовной индивидуальности.

1. Религия величия (иудаизм).

2. Религия прекрасного (Греция).

3. Религия целесообразности или рассудка (Рим).

III. Абсолютная религия (христианство).
Категория: История мировых религий | Добавил: Aules (19.06.2011)
Просмотров: 1726 | Теги: религии, история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
close