Религия должна рассматриваться как совокупность идей, взглядов, дающих объяснение устройства мира. Вполне естественно возникает вопрос, в чем отличие этой области знания от науки. К сожалению, а может, и к счастью, для более глубокого понимания следует обратиться к философии. Она, в свою очередь, стоит на грани между наукой и религией, объединяет их и находит различия. Основные вопросы, поставленные философией: причина всего сущего ( causa essentis ) и первичность материи или духа. Соответственно этим вопросам даются ответы. Людям древности мир казался трансцедентным, т. е. непознаваемым, и в такой ситуации вполне закономерным становится появление религии как способа объяснения явлений окружающего мира, своего рода самоуспокоения. С развитием науки мир становился проще, понятнее, но место богам уже могло просто не остаться. Подобная ситуация наблюдалась уже в древней Греции, где и возникли первые атеистические учения. Однако греки в силу ограниченности знаний не могли все еще отказаться от религии, более того, подобная тенденция вопрошения "кто создал мир" сохраняется и в 20 веке. В голове обычного человека не может спокойно существовать мысль о том, что столь сложную систему создал Господин Случай. Между тем, именно греки, заложившие основы атеизма и агностицизма, дают нам основные способы мышления, применяемые как в философии, так и в религии (пусть и неосознанно). Существуют два основных таковых: материализм и идеализм. Сразу оговорюсь, материализм основан на эмпирическом познании мира: что вижу, то говорю. "Я не вижу бога, значит, не могу утверждать достоверно о его существовании". Следовательно, к религии он не имеет прямого отношения. Иная ситуация складывается с идеализмом, утверждающим первенство идеи, духа, разума. Идеализм в свою очередь подразделяется на объективный, постулирующий наличие абсолютной идеи, личностный или безразличный всеобщий дух, и субъективный, сводящий все знания мира к индивидуальному разуму.
Думаю,
самое время дать определение той науке, которую составляет понятие
религиоведение. Итак, религиоведение
- это наука, изучающая закономерности возникновения,
развития и функционирования религии, ее строение
и компоненты, феномены в истории общества, взаимосвязь
и взаимодействие религии и других
элементов культуры. (это, как я понял, предмет, а объект - религия сама) К изучению религии применяются три основных подхода: теологический, философский и научный. Первый подразумевает изучение религии посредством принятиеия таковой на веру, это т.н. рефлексия. Иными словами, "я никогда видел марсиан, но верю в них и потому изучаю". Философский был изложен выше, что же касается научного, в данном случае имеет место систематический сбор и анализ информации. Религиоведение как наука долгое время существовала неразрывно с философией и только к концу 19 века выделяется в более или менее обособленную дисциплину. Фридрих Макс Мюллер - один из основоположников. Обособленность науки доказывается наличием своего предмета изучения. При этом методы изучения позаимствованы из других наук: истории, этнографии, социологии и некоторых иных. Таким образом, религиоведение носит междисциплинарный характер. Вот эти методы:
Методы исследования: 1. Каузальный анализ - поиск причины 2. Историзм - оно к нам не с неба рухнуло, а развивалось в течение времени
3. Типологический метод - классификация по признакам 4. Феноменологический метод - поиск смысла 5. Структурно-функциональный анализ - раскрытие загадок систем | |
Просмотров: 724 | | |
Всего комментариев: 0 | |