Духовно-нравственное воспитание

Глава 1. Воспитание нравственности


1.1. Понятие воспитания


Воспитание как процесс формирования полноценной личности становится одной из главных задач современной школы. В связи с этим появляется необходимость постоянно систематизировать накапливающийся опыт, анализировать его и вводить результаты анализа в практическую деятельность для достижения максимальной эффективности труда учителя.

Следует помнить, что воспитание – процесс комплексный, воздействие которого должно вестись на трёх основных уровнях: чувства, сознание и поведение. Эти уровни, словно ступени лестницы, складываются в единую систему и не могут существовать – ну или по крайней мере полноценно функционировать – по отдельности.

С другой стороны, системная работа предусматривает не только синтез всех компонентов, но и предварительный анализ таковых для более успешного решения воспитательных задач.

Данная работа, таким образом, будет посвящена одному из компонентов воспитания, а именно духовно-нравственному воспитанию на уроках, во внеурочной и внешкольной деятельности.

Фактически именно воспитание выделено как основополагающий процесс в формировании таких качеств личности, следовательно, здесь должно быть выработано немалое количество способов, методов и технических приёмов, способствующих качественному выполнению поставленных педагогом целей и задач.

Прежде чем говорить о тех методах и способах воспитания, которые возможны к применению, необходимо прежде разобраться, что же есть духовность, нравственность, что понимают – ну или по крайней должны понимать – под этими словами.

1.2. Понятие нравственности


Всякий находящийся в обществе человек обязан так или иначе следовать тем нормам, обычаям, которые сформировались в данном обществе, как правило, задолго до его, отдельного человека, рождения. Согласно им вырабатываются такие понятия, как правильное и неправильное поведение, долг, ответственность, совесть.

Мораль (лат. mos, moris – нрав, обычай) - форма человеческого сознания, часть человеческой культуры.1 Как правило, пользуются именно этим понятием, заменяя понятия «духовность» и «нравственность». Между тем, у этих, казалось бы, синонимичных слов есть определённые различия. Под духовностью в общем смысле понимают свойство, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Под нравственностью же понимают духовные качества, этические нормы и правила, определяющие поведение человека. Мораль – нравственные нормы поведения, а также сама эта нравственность.2 Таким образом, можно до разумных пределов объединить понятия морали и нравственности, на некоторое лишь время, умолчав о духовности.

Между тем, вести разговор о нравственности не удастся, не упомянув о нравственных ценностях: именно они и становятся определяющими, когда даётся оценка каким-либо словам или поступкам. Среди таковых, не только общечеловеческих, но и свойственных гражданину России, конечно же, следует отметить патриотизм, гражданственность, Я-духовное, семью, труд и творчество, науку, искусство.3 Исходя из приведённого списка, можно сделать вывод о регулятивной функции нравственности в обществе: межличностные отношения людей носят (и носили) первостепенную роль, однако характер их должен быть особо регламентирован.

При этом совершенно логично возникает вопрос, как относиться к нравственности на фоне права (jus) и обычаев (consuetudines)? Ответ очевиден: право требует легитимности, специфических органов и институтов, контролирующих его соблюдения. Нравственность не является, как мнится, обязательным для выполнения, однако, будучи под вниманием всего общества, каждого его члена, и моральный авторитет может быть совершенно не связан с официальными полномочиями, осуществляется порой столь же неукоснительно.

Обычаи, как следует из названия, являют собой скорее привычное действие, «делать как обычно, как привыкли». Они, в отличие от правил морали, не подкреплены никакой глубинной идеей. Под «глубинной идеей» в данном случае следует понимать либо идеологию (свойственную, например, для России советского периода), либо религию (православное христианство в царской России), либо же некое философское учение, этику. По сути, эти варианты не так далеки друг от друга, когда речь ведётся, в частности, о способах передачи этих устоев от старшего поколения к младшему, то есть, о воспитании.

Таким образом, нравственное воспитание является неотъемлемой частью воспитания как такового и, соответственно, подчиняется общим принципам.

Глава 2. Воспитание средствами МХК


2.1. Урок МХК


Предмет МХК как учебная дисциплина обладает достаточными ресурсами для воспитания духовно-нравственной составляющей у обучающихся.

Основным объектом искусства, бесспорно, был и остаётся человек и его отношения с обществом и окружающей средой. Вся история искусства, так или иначе, даёт нам примеры именно такой постановки вопроса. В различные эпохи акценты могут смещаться; так, в античный период центром искусства становился человек и его чувства, мысли, отношения с обществом, в Средние века таким «центром мира» становится Бог, но человек при этом никуда не исчезает. Да, он – раб Божий, но он есть; существуют и межличностные отношения, регулируемые Богом, а точнее, его заповедями. Вне зависимости от качества идеи, подкрепляющей моральные устои общества, искусство одинаково внимательно выводит их на ближний план, заставляя человека задумываться, сопереживать героям, духовно излечиваясь.

Изучение данной дисциплины подразумевает знакомство с историей художественной культуры, особенностями художественного языка разных видов, жанров искусства, а также получением навыков анализировать произведения искусства, классифицировать их, давать оценку.

В дальнейшем, эти знания могут быть полезны при выборе своей самостоятельной линии культурного развития, организации досуга как личного, так и коллективного, а также самостоятельного художественного творчества.4

Однако теоретические выкладки не имеют большого значения без практики. Этот опыт можно разделить на три группы: работа на уроках, внеклассная и внешкольная деятельность. Как уже было отмечено выше, воспитание наиболее эффективно лишь в том случае, когда оно происходит систематически и комплексно. В самом деле, даже опытные педагоги вряд ли станут отрицать, что по отдельности эти способы обладают как положительными, так и негативными сторонами.

2.2. Воспитание на уроках МХК


Разговор о воспитательных приёмах и методах, применяемых на уроках МХК, может стать довольно длительным, отчего следует сразу же взять некий конкретный пример и разобрать на его основе возможные способы работы.

Программа Л. Г. Емохоновой для 10-11 классов включает изучение художественной культуры 20 века (2 часа). Как минимум половину времени вполне можно использовать для знакомства с искусством советского периода, а точнее, с произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне. С точки зрения воспитания данный период как нельзя лучше подходит для продолжения формирования таких качеств личности, как любовь к Родине, патриотизм, осознание гражданского долга и, вместе с тем, понимание ценности жизни. С другой стороны, возраст воспитанников позволяет ставить перед ними сложные вопросы нравственного характера, побуждать их к размышлениям и даже вызывать на диспут.

Учитывая сказанное, можно привести пример практического опыта работы с произведением Е. Е. Моисеенко «Победа». Применяемая на уроке технология – «Образ и мысль». Несколько относительно простых вопросов («Какое событие изображено?», «Что хотел донести до зрителей художник?»), заданных в форме свободного диалога, подталкивает учеников к размышлениям, рассуждениям, которые, в свою очередь – а так как данное произведение изначально достаточно противоречиво по своему содержанию, то результат не заставляет себя долго ждать – переходят в спор, где обучающиеся пытаются оценить, взвесить различные стороны такого сложного явления, как война.

Показанные после этого другие, казалось бы, более простые по содержанию картины («Письмо с фронта» А. И. Лактионова) становятся наполнены более глубоким смыслом; ученики сопереживают героям.

Фактически, два из трёх уже обозначенных воспитательных уровней, чувства и сознание, затронуты, и воздействие можно в данном случае считать достаточно успешным.

Рассмотрим другой пример. Программа Емохоновой в целом построена не проблематически, как, например, у Даниловой, но по хронологии, то есть с сохранением принципа историзма; тем не менее, в ней, как и во всём искусстве в целом, происходит повторение некоторых тем. В данном случае имеются в виду такие: образ Родины, рассмотренный выше, семейные ценности и, в частности, образ матери.

Проводя время от времени уроки-сравнения – в 10 классе есть ряд тем, к примеру, искусство Древней Руси, когда появляется необходимость говорить о фресках и иконах Богородичного цикла, или тема «Художественная культура начала 20 века» в 11 классе с рассмотрением образа матери в картинах Петрова-Водкина – позволяющие, с одной стороны лучше уяснить и запомнить материал, а с другой стороны превратить разовые воспитательные мероприятия в систематическую работу, что требуется от педагога.

Говоря конкретнее, подобный урок сравнения и рассуждения вполне может быть продолжен предложением ученикам творческой работы на дом. Как правило, это эссе, стихи и рисунки. Практика показывает, что многие обучающиеся с охотой принимаются за эти задания, которые, при соответствующей доработке, могут стать конкурсными работами.

Таким образом, принцип синкретизма, о котором говорили многие философы, привносится в практическую деятельность достаточно легко и ненавязчиво; с другой стороны, делается шаг к свободному самовыражению обучающихся, когда они имеют возможность высказывать своё мнение и, как дальняя перспектива, формировать мировоззрение, что и является конечной целью в изучении МХК.


2.3. Внеклассная работа


Внеклассная работа представляется до определённой степени наиболее оптимальным методом воспитания. Занятия в малых группах позволяют установить более тесный контакт с воспитанником. При этом хочется отметить важность проведения такой работы с «трудными детьми»; на личном опыте я убедился, что по-настоящему «трудных» крайне мало.

Для подтверждения этих слов привожу пример двух обучающихся 9 класса, систематическая работа с которыми позволила выявить доселе незамеченные способности к изобразительному искусству, развить (насколько было возможно) эти способности, любовь и уважение к труду. Кружковая программа «Дизайн», по которой с ними велась работа, основана на принципах обучения, разработанных В. Б. Устиным, Н. Л. Селивановым, а также воспитательных системах формирования ситуации успеха. Программа кружка сочетает в себе как обучение изобразительной грамоте, так и воспитательные меры, направленные на развитие, в том числе, и духовно-нравственного компонента.

Программа состоит из 4-х тематических блоков, первый из которых, «Введение в дизайн», с самого начала подготавливает обучающихся к работе с людьми и для людей.

Своеобразным итогом данного труда стало участие вышеозначенных персонажей на областном конкурсе «Твой выбор», которое, к слову сказать, также является своеобразной мерой воспитательного воздействия с целью повышения правовой культуры обучающихся.

2.4. Конкурсная работа и взаимодействие с преподавателями


В целом, подготовка к конкурсам занимает одно из немаловажных мест в воспитании, внеклассном и внешкольном. Систематическая работа по развитию чувства сопричастности к событиям в государстве, будь то события торжественные или траурные, любви к семье, бережного отношения к природе, правосознания.

Как уже было отмечено, данная работа тесно переплетается с другими видами деятельности педагога и учеников; любое творческое произведение, будь то самостоятельная работа или же домашнее задание, вполне может стать основой для конкурсной работы. Упомянутые ученики 9-го класса принимали участие в конкурсе «Твой выбор» не только и не столько даже по указке учителя, но по наличию разработок дизайна печатной продукции: флайеров, календарей, открыток. Таким образом, конкурсное задание стало всего лишь возможностью обобщить проделанную работу.

Нельзя также умолчать о необходимости взаимодействия разных преподавателей — учителей литературы, истории, биологии — в процессе воспитания; наиболее полно этот процесс можно проследить именно в конкурсной деятельности. В качестве наиболее яркого примера такового упомянем патриотический конкурс «Ты — нижегородец», в котором совместная деятельность педагогов ИЗО, МХК и истории позволяет добиться укрепления межпредметных связей и углубить понимание учеников о коллективной работе. Так, пара обучающихся активно разрабатывали рисунок-макет юбилейной монеты, посвящённой ополчению К. Минина и Д. Пожарского, в то время как остальные подготавливали выступление под руководством учителя истории.


Заключение


Человек должен постоянно задавать себе вопрос о своём месте в этом мире, о причинах и движущих силах общества, чтобы наиболее полно реализоваться в нём и не являть собой пример «равнодушного обывателя». Вне зависимости от того, какие нравственные устои лежат в основе существования общества, будь то закон Божий, правовые нормы или этическое учение, всякий человек должен осознавать их и принимать как необходимое основание в своих поступках, чувствах и мыслях. Воспитание, таким образом, становится одним из важнейших направлений в педагогической деятельности.

Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть педагогического процесса строго подчинена закономерностям такового; главные направления: систематическая работа, комплексное воздействие в различных ситуациях, с применением разнообразных технологий, а также комплексный труд преподавателей позволяют добиваться положительного эффекта в воспитании, что подтверждается не только теоретическими изысканиями исследователей, но и собственным практическим опытом.



Список литературы


  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Программа для 10-11 классов (базовый уровень) / Л. Г. Емохонова. – М.: Изд. центр «Академия», 2007.

  3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576(747) с.

  4. Толковый словарь русского языка / Под. ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. – Режим доступа: http://enc-dic.com/ozhegov/

1 Подласый, Т. 2. – С. 165.

2 Толковый словарь русского языка / Под. ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. – Режим доступа: http://enc-dic.com/ozhegov/

3 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – С. 19.

4 Емохонова Л. Г. – С. 6.

Категория: Педагогика | Добавил: Aules (25.04.2012)
Просмотров: 2967 | Комментарии: 1 | Теги: воспитание, МХК, педагогика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
close